«Мы не можем жить в одиночестве, сохраняя внутреннее осознание, ибо это осознание постоянно взаимодействует с окружающим нас миром людей»
Д. Бьюдженталь, психолог и психотерапевт, один из основателей экзистенциально гуманистического подхода в психологии и психотерапии.
Все люди практически одинаково описывают состояние одиночества. Они часто говорят, что их физически беспокоит боль в груди, или острое и колющие ощущения в сердце похожее на лезвие бритвы, тогда как в психологическом отношении они чувствуют себя, подобно маленькому ребенку, брошенному в мире, где больше никого не существует.
Существует два направления развития одиночества:
- Когда человек молод, ему меньше 30, он очень часто пробует мир на вкус: путешествует, заводит новые знакомства, открывает новые увлечения, тратит время, изучая новое знание. Позже, как будто «наевшись» этими переживаниями взросления и молодости, человек находит своё место в жизни, на работе, в отношениях, в желаниях, в мечтах и в фантазиях. И он чаще выбирает старое, но знакомое, чем новое и неизведанное.
- Когда с человеком случаются непредвиденные события оказывающее сильное воздействие на его психологическую жизнь и восприятия себя. Стать инвалидом, пережить автомобильную аварию, потерять близкого или ребенка, получить неизлечимое заболевание, испытать физическое или сексуальное насилие и т.д.
В первом случае чувство одиночества раскрывается через взросление с невозможностью психологической гибкости. Чем старше становится человек, тем больше он начинает заботиться и думать о себе. И тут речь не о заботе и принятии себя самого и любви к самому себе. Здесь речь идёт о защите собственного Я. Расцветает эгоцентризм (когда человек не способен представить другую точку зрения). В итоге, такой человек, с малым количеством друзей, находится в состоянии одиночества, которое оказывает своё пагубное влияние на личность.
И чем старше такой человек становится, тем больше условий неосознанно (а по его мнению само собой разумеющемся условиям) он предъявляет к вещам, новым впечатлениям, новым знакомствам, и к потенциальным саксаульным и любовным партнерам.
Во втором случае личность сознается свою уникальность и уникальность переживаемого события настолько всецело и всепоглощающе, что человек начинает испытывать эгоцентризм (см. выше) и стыд. С этого мгновения человек чувствует, что он одинок в своих переживаниях, что такая ситуация случилась только с ним. И тут в голове могут появляться слова: «Я не нормальный, с нормальными людьми такого не происходит». Это сильно бьет по социальной жизни такого человека. И тут не спасает рациональные мысли и знания, что у других было то же самое.
«У них было совсем другое, они не как я». Человек начинает убеждать себя в собственной уникальности, чтобы сохранить контроль над чувствами и отношением к случившемуся. И это поворотный момент – человек принимает решение (не осознано, полу осознанно, но принимает). Это его проявление силы и выбора. Но это также является и ядом и лекарством. К этому мы вернемся позже. Таким образом, перед человеком возникает бесконечное колесо круговой поруки, которая не приведёт ни к чему конструктивному в жизни.
Важно понимать, что одиночество никуда не исчезает
Одиночество не самое приятное переживание, хотя, в жизни любого человека бывают моменты, когда ему хочется побыть одному с самим собой, чтобы осмыслить какие-то моменты собственной жизни, помечтать, пофантазировать, запланировать какие-то вещи и это нормально.
Но как переживают те, кому требуется всегда быть рядом с родными или друзьями, или наполнять свое время делами только ради того, чтобы не оставаться одному. Эту иллюзию можно поддерживать с помощью непрестанно работающего телевизора, частых телефонных разговоров, переписками или просто «залипанием» в социальных сетях, рассматривая фотографии или странички своих виртуальных друзей, и, таким образом, только увеличивается собственное одиночество.
Восприятие самого себя как уникальной личности проявляется и в «спонтанной Я-концепции». Когда детей просят рассказать о себе, они предпочитают говорить о том, что отличает их от окружающих. «Индивид ощущает себя тем и настолько, в чем и насколько он отличается от других». Например, если я – «татарка в компании русских женщин, я склонна думать о себе как о татарке; если же я окажусь в компании татарских мужчин, то моя национальная принадлежность отойдет на задний план, и я стану больше осознавать тот факт, что я – женщина». Так же можно говорить о ВИЧ, инвалидности после несчастного случая, наркомании и т.п.
С другой стороны, мы не чувствуем себя комфортно, когда сильно отличаемся от окружающих. Поэтому мы ведем себя так, чтобы сохранить ощущение уникальности своей личности. Когда мы пытаемся найти свою идентичность исключительно с помощью внешних чувств – того, что мы можем видеть и слышать, например, наших титулов, денег или достижений, – мы прикованы к объективному и уязвимы для времени.
Когда мы открываем свое внутреннее видение, когда мы настроены на свое собственное переживание и признаем его центральное место в нашей жизни, тогда мы становимся по-настоящему свободными. Я – это нечто немного больше, чем источник внутренней информации; это прочный фундамент нашего сознательного существования.
Таким образом, когда мы находимся в своем собственном центре, внешние сигналы не обесцениваются, но они больше и не доминируют. Ирония заключается в том, что, хотя никто из нас не хочет быть «белой вороной», все мы похожи друг на друга своим желанием быть «не как все» и вниманием к тому, в какой мере нам это удается.
Одиночество и изоляция
Когда говорят про чувство отрешенности от мира, от себя обычно это описывают через одиночество и изоляцию. Две одинаковые, но совершенно различные экзистенциальные данности человеческой жизни. Их объединяет чувство отчужденности, которое мы можем испытывать, это понятно. А различие заключается в том, что быть одиноким это выбор человек, а изоляция возникает или ее кто-то извне оказывает на нас. Этим «кто-то» могут быть наши собственные мысли: «Мне страшно, что люди узнает мой статус», «А вдруг они меня увидят в больнице или в СПИД-центре», «Я могу навредить другим» и т.д. И это различие важно осознавать и быть честным с самим собой, называя все своими словами.
Но человек это социальное существо. И трудные ситуации или их еще можно назвать травматичные (с т.з. психологии травмы) оказывают влияние не только на того, с кем это произошло, но и на его окружение.
Здесь возникают сложности в том, чтобы кому-то рассказать о том, что случилось или поделиться своими чувствами с живым человеком. В нашем богатом русском языке есть много слов описывающих внутренние состояние без психологических терминов. Но я бы эту сложность описал так, что травматическое событие овладевает как слушателями, так и рассказчиками.
Проблема не столько в самом «языке», сколько в поддержании оптимизма и страхом расстроить того, кому мы что-то рассказываем. Например, настоящая причина [того, что солдаты ни о чем не рассказывают] в том, что никто, как оказалось, не заинтересован слушать страшные вещи, о которых могут рассказать солдаты. И из-за этого может возникнуть ощущение изоляции. Люди не слушают и не хотят слушать, мои страшные вещи.
Как бороться с одиночеством?
Слово «бороться» тут не совсем уместно, хотя оно выражает силу и желание, чтобы начать что-то делать с внутренним дискомфортом. Я бы хотел порекомендовать не использовать силу против себя. ДА против себя, так как одиночество не что-то чуждое, а оно часть вас, часть вашей личности и вашей индивидуальности. Здесь очень подходит метафора из физики о действии и противодействии [в одной развивающейся системе].
Что делать? Я могу привести случай из психологической практики:
Когда у него начался приступ острого одиночества, ему пришла в голову идея попробовать не бороться с ним. Во всяком случае, бегство от него никогда не помогало. Почему бы не принять его — дышать им, повернуться к нему лицом. Затем оно даже несколько отступило. Сам факт перестать сопротивляться, чтобы выжить, очень пугает. Очень похоже на то, когда дьявольские силки душили Рона (в Гарри Поттер и философский камень) тем сильнее, чем больше он им сопротивлялся.
Осмелев, он начал провоцировать его (чувство одиночества), представляя ситуации из прошлого, когда он был чрезвычайно одинок, и поэтому воспоминания о них раньше всегда вызывали чувство паники. Но к его удивлению, одиночество потеряло свою силу. Он не чувствовал паники, даже когда пытался вызвать ее. Чем больше он думал о ней и пытался вызвать её, тем более невозможным казалось даже представить себе, насколько невыносимо одиноким он ощущал себя прежде…
Это описывает метод работы с одиночеством называемый переориентацией. Переориентация предполагает возможность снова обрести непосредственную ощутимую связь с миром в живом переживании себя в мире, то он преодолевает беспокойство. Переориентация может происходить через новые знакомства, новую интересную работу и т.д.
Если вы вспоминаете себя в прошлом или думаете о себе в будущем в каком-то из контекстов, то попробуйте остановиться и заглянуть внутрь себя: что вы чувствует, когда рассказывает себе или кому-нибудь о …? Где в своем теле вы это ощущаете? Когда человек прислушивается к своему нутру, заглядывает внутрь себя, все начинает меняться.
И закончить я бы хотел словами, того, кто об одиночестве знал и чувствовал больше чем я.
«Все мы и каждый из нас в самом глубоком и подлинном смысле одиноки. Ни один человек, как бы он нас ни любил и мы его не любили, как бы он ни был нам близок, как бы искренни мы ни были с ним — ни один человек не может до конца находиться с нами в той глубокой внутренней области, где мы одиноки. Временами мы переживаем это одиночество как благодать, как целительную и оберегающую нас изоляцию, как источник интеграции нашей индивидуальности в качестве отдельных субъектов. Но бывают и другие периоды, когда эта отделенность кажется нам пожизненным тюремным заключением, железной клеткой, из которой, как мы знаем, нам никогда не выбраться.
Это периоды, когда мы вздыхаем так тяжело и безнадежно, когда мы всем своим существом стремимся преодолеть разрыв между собой и другими, соединиться с кем-то целиком и полностью, позволить этому другому беспрепятственно войти в наше сердце. Тогда мы страдаем от одиночества. Тогда наше внутреннее чувство безутешно горюет по поводу нашей отделенности.»
Д. Бьюдженталь.
Статью подготовил психолог Фонда — Антон Баранов.
При поддержке Фонда президентских грантов.