У Виктории два сына: старшему 11 лет, младшему 3 года, собственный бизнес и мечты о красивой квартире, которые теперь переходят в конкретные цели. Ещё несколько месяцев назад беды, которые случились с девушкой – смерть бывшего мужа и ипотека, казались нереальными, и только благодаря профессиональной помощи юристов Фонда «Позитивная Волна» выход нашёлся даже тогда, когда статистика судебных дел говорила, что это невозможно.
Все имена изменены по просьбе героев
За три дня до своей смерти бывший муж позвонил Виктории. Это был привычный для них разговор. Павел сказал, что чувствует себя хорошо и планирует приехать на день рождения к старшему сыну Виктории от первого брака. Но в назначенный день он так и не появился. Чуть позже родственники сообщили, что Павел умер.
«Он был на работе – на вахте. Все легли спать. Ближе к утру сосед заметил, что Паша спит в неестественной позе: голову положил на тумбочку, руки свесил, крутился и стонал. В 8 утра он сказал: «Вызовите мне скорую. Я умираю». Его привезли в больницу и назначили препараты, которые назначают при пневмонии. Температура была 36.6, давление в норме, но потом он начал сильно задыхаться и к часу дня умер», – рассказывает Виктория.
В медицинской справке о смерти, по словам Виктории, изначально была указана ВИЧ-инфекция, которая повлияла на образование пневмонии и как следствие – остановка сердца. О том, что у Павла положительный ВИЧ-статус Виктория знала, как и знала, что он регулярно принимает терапию и что его вирусная нагрузка в норме. Но почему врачи указали основной причиной смерти ВИЧ, Виктория не понимает до сих пор. «Я прекрасно знала, что перед тем, как ехать на вахту, он ездил на приём к врачу, клетки CD4 были в норме. Они просто так решили. Им было так удобнее написать. Другого ответа я не нахожу», – добавляет Виктория.
С бывшим мужем Виктория поддерживала хорошие отношения. В браке они прожили два года, но за это, казалось бы, недолгое время случилось многое: рождение ребёнка, ипотека, развод. Павел работал монтажником, Виктория занималась воспитанием детей. Получив материнский капитал, они купили трёхкомнатную квартиру в ипотеку. Но спустя три месяца из-за разногласий в отношениях расстались. Первое время после развода Павел самостоятельно выплачивал ипотечный кредит. Однако вскоре он сказал, что на свою часть квартиры не претендует – всё оставляет сыну, поэтому задолженность по кредиту стала погашать Виктория, но с финансовой поддержкой бывшего мужа. Документально зафиксировать это решение Павел и Виктория так и не успели.
Смерть Павла могла означать наступление страхового случая по ипотеке, если бы не ВИЧ-инфекция, как основная причина смерти, указанная в справке. Немного успокоившись, Виктория занялась выяснением вопроса ипотечного страхования. После смерти бывшего мужа она автоматически стала основным заёмщиком по кредиту.
«Я достала все документы и начала читать сам кредитный договор, к которому обязательно прилагается страховка, так как это длительные отношения с банком. В страховке есть описание исключений из страхового случая. Туда входят военные события, прыжки с парашютом, то есть если намеренно подвергаешься рискам, смерть от алкоголя или наркотиков. Пятым пунктом как-раз-таки была смерть от ВИЧ-инфекции. Это как получается? Если у тебя ВИЧ, ты обязан страховаться, но страховку ты никогда не получишь. Это просто прямая дискриминация».
Как помог юрист
По словам юриста Фонда Вячеслава Самонова, с точки зрения принципа свободы договора стороны самостоятельно определяют, что является страховым случаем по договору страхования. «Если стороны договорились, что смерть от ВИЧ не является страховым риском, значит так они и будут выполнять свои страховые обязательства», – комментирует Вячеслав.
Пытаясь ответить на вопрос – что делать в этой ситуации, Виктория перечитала десятки судебных дел и статей о смерти от ВИЧ и пневмонии, обзвонила клиники, где могли сделать анализ биоматериала, ходила в морги и консультировалась с врачами. В итоге решила обратиться за профессиональной помощью. Первый юрист, на которого Виктория вышла, сразу же посоветовал обратиться в «Позитивную волну», так как Фонд специализируется на помощи людям с ВИЧ.
Все свои вопросы Виктория сформулировала и отправила юристу Фонда Вячеславу Самонову. Он объяснил, что в данной ситуации важно понять, повлиял ли ВИЧ на течение болезни и причину смерти. «Часто людям с положительным ВИЧ-статусом в справке о смерти первоначальной причиной указывают ВИЧ-инфекцию, независимо от того, насколько ВИЧ действительно повлиял на смерть», – добавляет Вячеслав.
Первым делом необходимо было собрать пакет документов о состоянии здоровья и обстоятельствах смерти и уведомить страховую компанию о наступлении страхового случая. Виктория так и поступила: взяла справку с врачебной комиссии, результаты последних анализов и отправила. В итоге причиной смерти Павла посчитали пневмонию, что совершенно меняло исход дела по предоставлению страховки по ипотеке. Но даже при таком раскладе и Виктория, и Вячеслав были уверены, что без суда и судебно-медицинской экспертизы не обойтись. «Такие дела очень редко заканчиваются положительным результатом, тем более без судебной стадии – это правда», – комментирует Вячеслав Самонов.
Когда Виктория во всю готовилась идти в суд – собирала документы и выписывала выдержки из судебной практики, ей позвонила мама, созаёмщик по ипотеке: «Вика, а когда вы успели ипотеку отплатить?». В личном кабинете в приложении банка все показатели были по нулям. Сначала Виктория не поверила, подумала, что ошибка в системе.
«Звоню в банк, она говорит: «У вас поступило ровно 943 тысячи на счёт. Вы уже ничего не должны банку, ваша ипотека закрыта. Я вас поздравляю!» Меня, честно сказать, как кипятком ошпарило, потому что я была на сто процентов уверена, что страховая точно не покроет. Судебная практика по таким делам показывает, что в 98 процентах люди судятся. Ну думаю: «Я уж точно не два процента этих везунчиков». Получается, мы чётко и ясно сделали шаги, которые прописал Вячеслав».
Виктория говорит, что пока не услышала фразу: «Вы больше ничего не должны банку», квартиру своей не считала. Вкладываться в ремонт особо не хотелось, да и финансы не позволяли, всегда находилась отговорка: «Вот выплачу ипотеку и сделаю». Зато сейчас Виктория чувствует себя свободной – занялась перепланировкой квартиры и развивает собственный бизнес.
Для Виктории было важно не просто получить страховые выплаты, но и добиться реальной причины смерти бывшего мужа, а не той, которая, как говорит Виктория, «для удобства».
«Конечно, без везения и магических стечений обстоятельств здесь не обошлось», – смеется Вячеслав Самонов.
Случай действительно уникальный. Тем не менее, даже в самых, казалось бы, неразрешимых и несправедливых ситуациях, можно найти выход. История Виктории, Павла и всех, кто к ней причастен – прямое тому доказательство. Порой разрешить проблему без профессиональной помощи бывает тяжело, особенно, если дело касается сложных юридических вопросов. Фонд «Позитивная Волна» оказывает такую поддержку людям, столкнувшимся с ВИЧ. Заполнив заявку на сайте, вы сможете получить консультацию юристов нашего Фонда, которые помогут найти пути решения проблемы. Как это произошло в истории Виктории.