Проблема распространения информации о ВИЧ-статусе — одна из самых важных среди нарушений прав ВИЧ-положительных людей. Некоторые люди и даже специалисты считают своим «долгом» рассказать об «интересной» тайне человека.
Согласно опросу, который был проведен на нашей странице в ВКонтакте из 466 человек, принявших в нем участие, почти каждый второй сталкивался с распространением информации о своем ВИЧ-статусе: так 26 % (а это 141 человек) отметили, что «информация исходила от медицинского персонала», 23 % (120 голосов) – «от близких и знакомых». Эти цифры фиксируются даже не смотря на то, что существует целый спектр ответственности за разглашение личной тайны: это и уголовная (наступает по статье 137 УК РФ), административная (статья 13.14 КоаП), дисциплинарная и гражданско-правовая ответственности. Подробнее смотрите в разделе Врачебная тайна .
В последнее время встречается все больше успешных примеров, когда ВИЧ + люди эффективно защищают свою утерянную тайну. В 2017 году в Ставропольском крае состоялся суд по делу о распространении информации о ВИЧ-статусе. Тогда врач- гинеколог, находясь в помещении смотровой комнаты женской консультации, сообщила о ВИЧ-статусе пациентки постороннему человеку. Пациентка подала в суд. Позднее врач извинилась и до суда полностью возместила моральный вред. Врача не привлекли к уголовной ответственности, но вот судебный штраф в размере 100 тысяч рублей ей пришлось заплатить.
В 2014 г. в Магадане к врачу-стоматологу пришел пациент, который во время приема сообщил врачу о том, что является ВИЧ-инфицированным, после чего врач сделала в карте пациента надпись «ВИЧ» и с пациентом спустилась в регистратуру, рядом с которой ожидали оформления на прием пациенты поликлиники, где сообщила работникам регистратуры диагноз и фамилию пациента. После этого зашла в кабинет к другому врачу и с возмущением сообщила о том, что к ней на прием направили ВИЧ-инфицированного больного. За разглашение диагноза пациента врач была уволена. Через некоторое время врач попыталась восстановиться на работе через суд, но ей было отказано.
Не только медицинский персонал, но и близкие люди, которые не умеют хранить тайны, могут понести ответственность за распространение личной тайны. Так в 2018 г. в Приморском крае к уголовной ответственности привлекли женщину, которая распространяла информацию о ВИЧ-статусе своей знакомой С. Она пришла на работу к С. в магазин и рассказала его владельцу о заболевании сотрудницы, а затем объявила о нем присутствующим покупателям. Также она посчитала своим «долгом» рассказать о заболевании соседям ВИЧ+ женщины, ее знакомым. С. потеряла работу, поскольку покупатели отказывались приобретать продукты в магазине, где она работала, ухудшилось состояние ее здоровья. Суд назначил уголовное наказание, а также определил компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.
В другом случае брошенный возлюбленный распространил информацию о ВИЧ-статусе своей «бывшей» в социальных сетях, рассказал о нем родственникам женщины. В результате посты в Интернете стали главными доказательствами его вины. Он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.137 УК РФ, заплатил 40 тысяч рублей судебного штрафа и такую же сумму морального вреда.
Человек волен сам решать когда и кому он может предоставлять информацию о себе. Для человека с ВИЧ распространение информации о диагнозе, раскрытие его сокровенной тайны, это не просто очередной «жареный» факт, который интересно узнать о ком-то, раскрытие тайны может привести к самым неприятным последствиям – от осуждения близких и изгнания из дома, до потери работы и проблем со здоровьем. Поэтому не надо оставлять такие случаи без внимания, чем больше будет реальных прецедентов ответственности, тем меньше таких нарушений будет в дальнейшем. Главное в вопросах защиты прав – не оставлять беззаконие без внимания и идти до конца в деле защиты своих прав, а помочь вам в этом – наша задача.