И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований он указал, что приговором городского суда осужден к трем годам шести месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. По прибытию в СИЗО И. сообщил, что у него ВИЧ-инфекция в стадии прогрессирования на фоне отсутствия антиретровирусной терапии, в связи с чем решением врачебной комиссии в 2019 году ему была назначена схема лечения АРВТ из трех препаратов. Однако в здравпункте медчасти ему ежедневно выдавали медикаменты не соответствующие назначенной схеме. Затем в течение нескольких месяцев схему терапию меняли.
От принимаемых медицинских препаратов он испытывал ряд побочных эффектов, головные боли, тошноту, рвоту, аллергический дерматит. Отсутствие надлежащей терапии привело к ухудшению его здоровья и причинению морального вреда, выразившегося в стрессе и переживаниях за свою жизнь и здоровье. Суд взыскал с ФСИН в счет возмещения морального вреда 30 000 рублей.
ФСИН попыталось отменить решение суда в начале 2022 г., но ничего не получилось. Медицинский эксперт установил, что лекарственные препараты и их дозировка были подобраны учреждением ФСИН не корректно, применялась упрощенная схема, которая, исходя из клинических анализов и вирусной нагрузки, И. не подходила, что подтверждается снижением иммунного статуса. Решение о смене И. противовирусной терапии, назначенной врачебной комиссией в 2019, другой врачебной комиссией не принималось. Тогда как согласно схеме лечения, назначенной по решению врачебной комиссии в 2019 г., клетки выросли, и нагрузка снизилась практически до неопределяемой, что говорит об эффективности подобранной ранее терапии. В данном случае, даже перерыв в приеме АРВП для проведения врачебной комиссии не привел бы к такому снижению иммунного статуса пациента, как неверно подобранная терапия.
УФСИН по Мурманской области не предоставил требующейся И. медицинской помощи, выразившееся в необеспечении назначенными ему врачебной комиссией жизненно важными лекарственными средствами. Право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, закреплено в части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Медицинская помощь осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений ФСИН России в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и с Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 285.
Если вы считаете, что ваши права нарушены, можете обратиться за помощью к нашим Юристам.
Материал подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов