Фонд «ПОЗИТИВНАЯ ВОЛНА» внимательно относится к своим психологам, и знает, что участие в супервизии бывает полезнее посещения обучающего тренинга или прохождения курсов для повышения квалификации. Чем же так ценна супервизия?
О самой супервизии
«Супервизия —насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек (супервизор) встретился с другим человеком (супервизируемым) и попытался ему помочь сделать свою деятельность более эффективной»
Питер Ховкинс, психолог
«Супервизия — Интенсивные отношения межличностной направленности, проходящие один на один, в которых один человек призван содействовать развитию другого человека»
Кэрол Логанбилл, психолог
Другими словами, супервизия дает поддержку. Психолог может разделить с супервизором ответственность за работу с клиентом, рассказать о трудностях, с которыми столкнулся. Опытный супервизор способен объяснить, как эффективно использовать значимые возможности (ресурсы), планировать работу и контролировать чувство неудовлетворенности психолога от собственного ожидаемого поведения.
Важным моментом является осознание препятствий, стоящих на пути получения супервизии, и возможностей их преодоления. Ими могут оказаться предыдущий опыт супервизии, личное сопротивление, трудности в общении с авторитетами, ролевой конфликт, а также внешние препятствия (финансовые или географические), неспособность принимать поддержку, организационные препятствия. Некоторые из них могут быть вызваны стрессом или синдромом профессионального выгорания. Умение преодолевать такие препятствия входит в список компетенций грамотного супервизора.
Требования к супервизору в Фонде
При выборе супервизора в Фонде обращают внимание на следующие качества личности:
- гибкость в переходе от теории к практике;
- эмпатию, понимание, безусловное позитивное принятие, интерес, открытость;
- возможность смотреть на ситуацию с разных точек зрения;
- наличие рабочего плана дисциплины, в которой проводится супервизия;
- умение учитывать культурные особенности группы;
- способность сдерживать тревогу и управлять ею (в себе и в отношении супервизируемого);
- способность учиться у супервизируемого и у новых ситуаций;
- юмор, скромность, терпение.
Также супервизору важно исследовать собственные чувства, мотивы и ожидания, связанные с ролью, поскольку они будут оказывать огромное влияние на атмосферу на супервизорских встречах.
Польза супервизии (функции)
«Регулярное посещение супервизий дает профессиональный рост, позволяет узнать мнение коллег. Супервизия обеспечивает более полное восприятие своей деятельности и клиентского случая»
Алексей Новак, координатор Фонда «ПОЗИТИВНАЯ ВОЛНА»
Если структурировать, супервизия выполняет следующие функции:
Образовательная (формирующая) функция
Функция осуществляется через анализ работы психолога с клиентами. В этом процессе супервизор может помочь:
- оценить нужды и потребности клиента;
- осознать реакции на клиента;
- понять как развиваются взаимодействия с клиентом;
- исследовать действия, направленные на изменения в человеке (интервенции) и их последовательность;
- исследовать другие способы работы с ситуацией.
Поддерживающая функция
Это способ противостоять эмоциональному выгоранию психолога. Ведь когда специалист проводит терапевтическую работу с клиентом, он должен осознавать, как эта работа влияет на него самого, ограничивать воздействие стресса, боли и потерянности, исходящей от клиента.
В обычной ситуации это происходит «само собой», но не в случае, когда психолог переполнен эмоциями. Тогда происходит снижение эффективности— специалист начинает идентифицировать себя с клиентом, а переживания становятся причиной стресса и выгорания.
Нормативная функция
Обеспечивает контроль в работе с людьми — супервизоры контролируют работу супервизируемых, чтобы было соответствие требованиям этики.
Ответственность за процесс супервизии лежит как на супервизоре, так и на супервизируемом и включает:
- определение вопросов, по которым нужна помощь
- развитие способности открыто делиться чувствами
- осознание организационных моментов
- возможность высказаться, дать обратную связь
Стоит отметить, что супервизия хорошо дополняется интервизией, которая также регулярно проходит в Фонде.
«Интервизия является одним из основных инструментов для повышения компетенции, поддержки психолога, профилактики выгорания. В Фонде интервизия дает возможность обсудить клиентский случай и выслушать мнение коллег, их точку зрения. Отличие такого формата от супервизии состоит в том, что все участники процесса равны в своем несовершенстве и не стоит задачи поучить. На интервизии существует равноправие в выражении своего мнения относительно стратегии выстраивания консультации. Здесь важно сохранять границы и действовать в рамках интервизионного запроса самого психолога»
Радмир Исмагилов, психолог Фонда «ПОЗИТИВНАЯ ВОЛНА»
Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов.