Групповая терапия, как правило, это регулярные встречи равные по длительности, с заранее установленным днем недели и временем.
В системе поддержки ВИЧ-положительных людей проводятся такие типы групп:
1) Группа взаимопомощи – это коллектив людей, которые объединены общей проблемой – жизнь с ВИЧ-инфекцией. Ведущий или фасилитатор встреч — один из участников. Бывает, к встречам присоединяются близкие человека с ВИЧ.
2) Группа поддержки – организованное мероприятие на постоянной основе, процесс которого организуется специалистом, часто психологом.
В обоих случаях ведущий выполняет важные задачи: организовывает процесс и следит за правилами, которые нужны, чтобы обеспечить психологическую безопасность каждого участника.
Правила на групповой терапии
1. Правило конфиденциальности подразумевает запрет на обсуждение за пределами группы того, что было здесь услышано.
2. Общение совершается по принципу монолога. Говорит один, остальные слушают. Следующий говорящий определяется по поднятой руке в порядке очередности.
3. Каждый вправе прервать разговор о себе. Можно не говорить о болезненных вещах.
4. Участник выбирает ту степень доверия, к которой готов. Здесь не обязательно раскрывать душу нараспашку.
5. Нет критике, осуждению, советам и оценкам. Такие высказывания способны вызвать ощущение ограничения личностной свободы.
Группа – это прототип микросоциума. Люди социальны по природе. Так или иначе нас окружают другие, с которыми мы живем, дружим, работаем, сталкиваемся в повседневности. Канвой для любых отношений является межличностное взаимодействие. Неизменно мы оказываем влияние друг на друга, вступаем в общение благожелательное или не очень. Между людьми возникают конфликты, в которые каждый привносит собственные личностные особенности.
Сложности, которые участники приносят на группу часто касаются личной или профессиональной жизни. Кризисные ситуации часто затрагивают межличностное взаимодействие:
— раскрытие диагноза близким
— тревоги за собственную безопасность и безопасность близких
— страх за жизнь
— трудности в лечении, побочные действия
— жизненные перспективы
— переживание утраты
— отношения с партнером (в том числе в дискордантных парах, где один партнер ВИЧ-отрицательный).
Группа – это универсальное место для обсуждения самых разных вопросов. Здесь воссоздается стиль жизни, общения, конфликтные ситуации, аналогичные тем, которые происходят в повседневной жизни. Участники реагируют друг на друга, чем помогают заново пережить и разрешить ошибки общения и конфликты, возникающие вне группы, найти способы сосуществования с другими людьми.
На группе получают различную информацию, которая важна для разрешения волнующих вопросов. С одной стороны, другие участники делятся собственным опытом жизни с заболеванием. С другой, ведущий группы поддержки может касаться тем психологической адаптации к жизненным трудностям. Иногда по запросу участников на группу в качестве соведущих приглашаются другие узкие специалисты. В таких вариантах случае группа приобретает характер семинара с возможностью задать волнующие вопросы по узкой теме. Например:
— юридические аспекты жизни с ВИЧ обговорить с приглашенным юристом
— к обсуждению побочных эффектов от АРТ можно привлечь врача-инфекциониста
— среди женщин-участниц возникают вопросы о планировании беременности, которые уместно будет задать врачу-репродуктологу.
Поддержка группы
Эмоциональная поддержка группы выражается в возможности выговориться, поделиться чувствами, таким образом снять эмоциональное напряжение. Если выслушать человека, можно испытать уникальное чувство сопереживания. В групповом пространстве каждый получает принятие, ощущение своей ценности и одновременно делает вклад в работу группы. У любого участника есть, что группе дать и что забрать у нее.
Жизнь человека, который пришел на группу – история трагедий, поражений, потерь и печали. Это заставляет чувствовать безнадежность и бессилие. Здесь человек сталкивается с жизненными рассказами и опытом других, чужими способами решения трудностей. В пространстве есть шанс познакомиться с теми, кто успешно их преодолел. Это вселяет надежду, что можно что-то изменить в своей жизни.
Человек, погруженный в переживание кризиса, упускает из внимания, что подобные проблемы, страхи и симптомы могут возник у кого-то еще. Появляется убеждение, что эта боль уникальна. Усиливается чувство одиночества. Безусловно, опыт каждого неповторим, но если это понимать крайне прямолинейно, то пришлось бы признать, что взаимопонимания не существует в принципе. Каждая трудность рассматривается с разных сторон.
Кому не знаком страх показаться неудачником? А чувства стыда или вины? А у кого никогда не возникало сложностей в отношениях с близкими? Многие личные проблемы соприкасаются с универсальными. Раскрытие этого понимания в групповом пространстве помогает преодолеть чувство изоляции.
Бывает, что еще до прихода в группу человек задается вопросами: чем мне может помочь человек, у которого много своих проблем, что он может дать. А как же я могу помочь другому, когда сам себе помочь не могу, мне самому тяжело. А после, в групповом процессе кто-то отзывается о том, что его присутствие было для него сегодня важным и полезным. Такое открытие поначалу вызывает удивление, но потом повышает самоуважение и ощущение значимости себя.
Многие, кто попадает на группу жили в условиях дефицита близких и искренних отношений, которые неизменно возникают в процессе групповой работы. Развивается терпимость к другим, умение включаться в общение и конструктивно решать вопросы. Участники научаются лучше понимать, принимать и уважать потребности окружающих. Эти навыки, в конечном итоге, обязательно находят свое воплощение в повседневной жизни участников.
Бывает так, что кто-то, глядя на позитивные изменения других участников, получает от этого пользу. Например, участник группы говорит о том, что наконец-то пришел к готовности начать принимать терапию. И тогда другой участник — видя, схожие переживания у себя тоже начинает принимать терапию.
Отдельного внимания среди полезностей групповой работы заслуживает возможность выражать чувства в принимающем пространстве. Большинство из нас в той или иной степени взрослели в условиях эмоциональной неграмотности. Буря эмоций, сметающая все на своем пути или замороженность, когда кажется, что не чувствуешь ничего – два полюса, за которыми идут последствия:
— неспособность быть в близких искренних отношениях
— незнание себя и своих потребностей
— неумение мечтать и получать удовольствие от жизни
— психосоматические болезни
Так происходит, потому что никто не научил распознавать свои чувства и эмоции, обращаться с ними и «грамотно» выражать их. В настоящей жизни возможность получить эти навыки в руках каждого. Группа в этом помогает. Выражение чувств может казаться рискованным, но в этом безопасном пространстве можно проговорить и выразить беспокойства, страхи, гнев, поделиться радостями без опасений, что это могут не принять, высмеять или обесценить. Когда другие принимают глубокое и искреннее раскрытие чувств, это заставляет усомниться в собственной неприемлемости или неприятности.
Хоть групповая работа и не панацея, но однозначно здесь есть что взять каждому!
Статью подготовила Анастасия Сбродова.
При поддержке Фонда президентских грантов.